Вопрос на формирование толерантного отношения

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИУМЕ

Дороничева А.С., Машевская С.М.

Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью. Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, использование алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

Одним из важнейших социально-психологических факторов интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, по нашему мнению, является отношение здоровых людей к инвалидам. Отношение социума к лицам с ограниченными возможностями здоровья противоречиво. Это обусловлено тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Большинство не только российских граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей. Необходимо усилия общества и государства направлять на создание условий для полноценной, максимально независимой жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, но чаще органы государственной вопрос на формирование толерантного отношения власти ориентируют общество на создание изолированной среды обитания для таких людей. Широко распространенная неготовность воспринимать людей с ограниченными возможностями здоровья в качестве равных членов общества вызывает беспокойство.

С целью информированности общества о проблеме инвалидности, а так же выяснение отношения здоровых граждан к людям с ОВЗ, нами было проведено пилотажное социологическое исследование. По ответам на вопросы«Какое Вы дали бы определение понятию «дети-инвалиды»? Как Вы его понимаете?» стало ясно, что большая часть людей(71%), проживающая в городе Шуя, воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья как «особых, непохожих на других». Лишь 10 % от населения нормально воспринимают людей с ОВЗ, а все остальные испытывают либо сострадание, либо вообще негативное чувство. Большинство респондентов (70%) считают, что самой главной причиной появления детей с ОВЗ является негативный образ жизни будущих родителей. 58% респондентов считают, что около половины населения города Шуя составляют люди с ограниченными возможностями здоровья. У 88% респондентов в семьях есть инвалиды. На вопрос «Как вы думаете, где должны жить инвалиды?» мы получили следующие ответы и аргументы к ним. В пользу проживания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье (15%), респонденты приводят следующие аргументы:

- таким детям необходима родительская забота, любовь, внимание;

-именно в семье осуществляется моральная и физическая поддержка, создаются комфортные условия для проживания;

-семья, в которой есть ребёнок-инвалид, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, содействует его хорошей адаптации.

Сторонники проживания детей-инвалидов в интернатном учреждении (88%) обосновывают свой ответ так: детям-инвалидам должна оказываться специальная помощь, чего многие родители сделать не могут; дети-инвалиды будут расти и общаться в среде себе подобных («в специализированных учреждениях они найдут себе друзей таких же, как они, а в обычном обществе от них всегда будут сторониться», «в таких учреждениях они находятся среди подобных, и им легче переносить свои недостатки, нежели живя с нормальными здоровыми людьми»); дети-инвалиды могут быть социально опасны.

Таким образом, мнение людей разделилось, но все-таки большая часть опрошенных считает, что таким детям место в специальных учреждениях.

Хорошей заботе о детях-инвалидах в специальных учреждениях, как отмечают 19% респондентов, способствует: наличие квалифицированных специалистов; хорошая материальная поддержка специализированных учреждений со стороны государства.

К отрицательным факторам 45% респондентов относят: нехватку родительской любви, ласки, внимания; невозможность специалистов уделить должное внимание каждому ребёнку; нехватку квалифицированных кадров в работе с такими детьми; наличие случаев унижения детей-инвалидов.

По результатам ответов на вопрос «Как вы думаете, может ли человек с ОВЗ обучаться со здоровыми людьми, сидеть за одной партой?»мы выяснили, что 68% респондентов считают, что дети-инвалиды не должны сидеть за партой с инвалидом, так как им необходимо обучение в специальных учреждениях, и только 32 % считают, что могут, так как это такие же дети, как и все.

При ответе на вопрос «Как вы думаете, есть ли возможности в городе Шуя для трудоустройства лиц с ОВЗ и приобретение ими профессии?» 58% респондентов отмечают, что затруднения найти хорошую работу состоят в следующем: нежелание работодателей принимать на работу инвалидов; негативные социальные стереотипы в отношении таких граждан; необорудованные специальные рабочие места; нетрудоспособность людей с ОВЗ.

Среди работ, которые могли бы выполнять люди с ОВЗ 68% респондентов назвалисборка электрооборудования, надомный труд (19%), швейное дело (13%). Большинство отвечающих сказали (82%), что людям с ОВЗ работодатели не готовы принятьна работу лиц с ОВЗ, обладающих профессией, «так как они не способны выполнить то, что от них буде требоваться», и «нет соответствующего оборудования для таких лиц».

На вопрос «Что бы вы могли предложить для улучшения качества жизни инвалидов в городе Шуя?» 76% респондентов ответило, что необходимо больше внимания уделять людям с ОВЗ со стороны государства, и лишь 4% затронули вопросы толерантного отношения в ним.

Проанализировав результаты опроса мы создали социально- педагогический проект «Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ в социуме», в котором прописали системумероприятий, направленных на формирование позитивного общественного мнения по отношению к данной категории лиц для обеспечения условий их успешной интеграции в общество.

В своем проекте мы предполагаем создать сообщество «Преодоление» на базе клуба по месту жительства «Улыбка», который расположен по адресу: г.Шуя ул. 2-Металлистов, д. 10. Данное сообщество будет осуществлять работу по следующим направлениям: оздоровительное, профориентационное, творческое. Это позволит детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноправными членами общества, реализовать свои возможности в различных видах трудовой и досуговой деятельности, освоить навыки профессии Для родителей детей-инвалидов мы создаём «Родительский всеобуч» (формирование эффективной родительской позиции, оказание психологической и информационной помощи родителям, формирование позитивного образа ребёнка с ОВЗ).

Для формирования позитивного отношения к людям с ОВЗ, нами была создана специальная «Программа формирования толерантного отношения», в раках которой мы предполагаем провести в школах тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество; конкурс сочинение на тему: «Люди с ОВЗ. Кто они?» (лучшие работы напечатать в шуйской газете); открыть в местных СМИ страницу о проблемах инвалидов и их достижениях; открыть доску мужества инвалидов и разместить ее в администрации города Шуя, привлечь к работе с программой толерантности депутатов города Шуя.

Мы считаем, что необходимо перевернуть представления людей о людях с ОВЗ как «особых», «отличающихся». Для этого мы и создали проект, направленный на то, чтобы лица отношения с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами общества, активно участвовали в общественной жизни, в то время как здоровым гражданам необходимо развивать уважение к любому человеку как ценности, независимо от наличия или отсутствия функциональных ограничений.

Комплексная и систематическая реализация всех перечисленных направлений деятельности, на наш взгляд, может способствовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.

Перейти к обсуждению работы


Источник: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Об утверждении федерального компонента государственных Профессиональная косметика для волос уход за волосами



Вопрос на формирование толерантного отношения Ссылки на документ на шести официальных языках ООН
Вопрос на формирование толерантного отношения Факультативы, элективы, кружки - Иностранные языки
Вопрос на формирование толерантного отношения Приказ Министерства образования и науки РФ от N
Вопрос на формирование толерантного отношения Сведения об образовательной организации
Вопрос на формирование толерантного отношения Профессиональное сообщество педагогов
Вопрос на формирование толерантного отношения 6 Болезни кошек / Ветеринарный справочник для владельцев
«Приключения Электроника» читать Ванночки от геморроя: основные типы, рецепты 11 самых эффективных Декор комнаты своими руками 100 Вдохновляющих Идей 2017 Капли Экзодерил: инструкция по применению противогрибкового средства Кремы И Мази От Мокнущей Экземы Полная Энциклопедия МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ m - самые Производство подарочной упаковки на заказ, любые конструкции Раскраски для детей и взрослых, дитячі розфарбовки. Детский