Понимание всей красоты природы

Цель: раскрыть перед детьми Природу как храм красоты: источник вдохновения поэтов, писателей, музыкантов, художников; развивать чувство прекрасного, потребность детей воспринимать красоту в природе и произведениях искусства и самим создавать и беречь ее.

Оборудование: иллюстрации, репродукции картин художников пейзажного жанра И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, А. Куинджи и др .; лирические произведения писателей (отрывки) и поэтов о природе; предметы прикладного искусства и быта: праздничный платок, посуда, поднос, игрушки; произведения музыки: детские песни П.И. Чайковского, пьесы "Времена года"; увертюра «Рассвет» к опере "Хованщина" М. Мусоргского; пьеса "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова и др.

методические рекомендации

Назначение этой беседы особое: ведь чувства прекрасного - самый регулятор отношений человека с окружающим миром.

Если захват перед разнообразной красотой природы не приходит к ребенку в детские годы, то позже оно не придет, так как эстетическое чувство природы можно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека. А это - старший дошкольный и младший школьный возраст.

И вот почему в этом возрасте так необходимо эстетическое воспитание детей, обучение их видеть красоту природной среды и восхищаться ею.

Все прекрасное в природе постигает каждый человек индивидуально. Эстетическое познание допускает возможность учиться и научиться красоте. Известно, что не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир красоты, и, чтобы открыть им глаза и уши на этот мир, нужна помощь воспитателей, учителей, родителей, окружающих детей. Понимание природы должно рождаться как чувство, "ведь чувственная основа организма - это первая связь, связывающего его с миром природы".

Это эстетическое чувство можно сформировать, обучая человека с малых лет эмоциональном видению, чувству природы. Совсем не просто научиться это делать и не все взрослые умеют правильно видеть и слышать окружающий мир.

Природа наделила каждого из нас естественным аппаратом для эстетического наслаждения красотой форм, красок, звуков, ароматов (уши, глаза, органы обоняния, осязания), но эта способность нуждается, как и другая, развития.

Таким образом, на педагога возлагается большая ответственность за развитие эстетической восприимчивости детей. "Если он не покажет детям, как весной желтыми огнями цветет ива в низинах; если не поведет их в осенний лес и не покажет почему и сколько поэты посвятили ему прекрасных строк, - из школы выходит плохо воспитанный человек: она не умеет ни любить природу, ни правильно хозяйствовать как заметил Василий Сухомлинский.

Показателен следующий пример. В Японии детей от 6 до 16 лет возят во время каникул страной и неторопливо показывают ее пейзажи, горы, долины, реки, водопады, цвета, древнюю архитектуру и современные города, наполняя детские души глубокими эмоционально-эстетическими впечатлениями и формируя в них первые понятия о естественную красоту. Всему миру известна высокая эстетическая культура японского народа, его примерное умение беречь красоту родной земли, обустраивать ее.

Этот пример убедительно свидетельствует - все берет свое начало в эстетическом развитии детей. Пренебрежение эстетическим воспитанием приводит к тому, что с школы выходят люди эмоционально глухие и черствые, социально-неполноценные.

Природа является первоосновой всей красоты и величия. Так, педагог систематически - на занятиях, уроках, на экскурсиях, во время наблюдений - знакомит своих воспитанников с ее красотой в неживой природе, в мире растений, животных, человека. Он как бы готовит детские глаза, чтобы они видели, уши - чтобы правильно слышали, органы обоняния - чтобы чувствовали многообразие ароматов золотой осени, изумрудно-молодой зелени весны ...

А на этой беседе он как бы подводит результаты своей работы, а кроме того, еще раз обращает внимание детей на то, что природа - мощный источник искусства - музыки, поэзии, живописи и архитектуры, без которой жизнь человека скудное и неинтересно. Беседу можно провести в форме драматизации. В таком случае педагог - ведущий, а дети - исполнители стихов, отрывков из других литературных произведений, рассказчики о музыке, картины художников - должны заранее подготовиться и изучить роли по предварительно составленному сценарию.

Естественно, что гармоничное слияние музыки, слова и красок - мощный стимулятор развития эстетической восприимчивости детей, усиление их эстетической чувствительности и отзывчивости.

Для проведения беседы помещения должен быть ответ ним образом оформлено - стендами, репродукциями, оснащены музыкальной техникой (магнитофоном или проигрывателем).

ход беседы

Вступительная часть

- Дети, любите ли вы путешествовать? Разумеется, любите! А куда и как вам захотелось бы осуществить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными! Можно сесть в самолет и улететь в далеких неведомых земель. Но такие путешествия многим не доступны. Можно организовать такое путешествие, которая всем доступна, очень интересна и увлекательна. Это путешествие в мир красоты природы и помогут нам ее осуществить поэты, писатели, музыканты, художники. Почему? Подумайте об этом сами!

Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы, листья, капли росы, снежинки ... - какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе - во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, в поле, у реки, у озера! А сколько в природе звуков - цели многоголосие хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных! Природа - настоящий храм красоты и не случайно все музыканты, поэты и художники черпали свои замыслы, наблюдая за природным окружением.

Много прекрасных слов посвящено красоте природы, П явлениям и жителям в стихах поэтов! Вы можете сами прочитать отдельные строки или стихи поэтов и писателей о лесе, цвета, времена года. Вспомнили? Расскажите! Чтение стихов наизусть из хрестоматии (на выбор педагога).

Попробуйте описать красоту луговых цветов - красивых, радужных! Что это за цветы? Вспоминайте (примеры подобрать самостоятельно).

Попробуйте и вы с помощью слова описать луговые цветы - герани, ромашки, гвоздики, незабудки, лютики, клевер, - но так, чтобы читатели как бы увидели их красоту. Эту работу вы сделаете дома (разработайте рекомендации для родителей).

Певцами природы в поэзии стали замечательные поэты. Многим из вас знакомы их стихотворные пейзажи, например. Прочитайте в хрестоматии стихи поэтов и обратите внимание на то, как простыми и добрыми словами им удалось передать свое восхищение разнообразной красотой родной природы, отношение к ней (подберите произведения самостоятельно).

Природа - великий художник. Она поражает наше воображение своими меняющимися красками, оттенками, формами листьев, стволов, цветов, каменных статуй и причудливыми очертаниями облаков. Цвет в природе очень тесно связан с сезонными изменениями. Возьмем, к примеру, цвет листьев (подберите тексты стихов к теме).

Ранней весной цвет молодой листвы какой? Нежно-зеленый, лимонно-зеленый, светло-зеленый! Летом - насыщенный, темно-зеленый, изумрудно-зеленый. Осенью - настоящий листопадный карнавал красок! Особенно он заметен в лесу (подберите произведения самостоятельно).

Так писал о своих наблюдениях и впечатлениях поэт (подберите стихи самостоятельно).

О красках и формы в природе можно говорить до бесконечности. Конечно, лучше не говорить, а смотреть. Это поняли еще древние художники, которым очень хотелось рассказать о своем видении мира родственникам. И они рисовали! Конечно, полотен и картона тогда и в мыслях не было. Не было и разнообразия красок, которыми пишет современный художник. Но древнем художнику на помощь пришли стены пещер, белые, желтые и темные цветные глины. С их помощью они показывали животных, сцены охоты.

Например, на стене одной из пещер черной и красной краской изображен бизон. Он упал на передние ноги. В его спину впился дротик. Таких пещерных рисунков сейчас найдено очень много - целая подземная галерея. Они свидетельствуют о том, что среди первобытных охотников были талантливые художники, которые очень удачно воспроизводили образы животных, их привычки, движение, форму тела. Причем они их не только изображали с помощью природных красок, и лепили в виде скульптур.

Ученые считают, что их изображения связаны с обрядовыми действиями древних охотников и влияли на результаты предстоящей охоты. Но так или иначе, в этих рисунках отразилось стремление наших древних предков показать красоту окружающего мира, в частности, изображенных животных. Ее показано в стремительном беге, в гармоничных разворотах тела, в позах, которыми можно любоваться и восхищаться. Как назвать это направление искусства древних художников? Они писали живо, с живых объектов, очень похоже! Да, это живопись.

Таким образом, живопись - один из древнейших видов изобразительного искусства.

С тех пор прошло много тысячелетий, но живопись всегда оставался неизменным спутником духовной жизни человека. Особенно пейзажная живопись - изображение картин природы. Сейчас мы еще раз обратим свое внимание на знакомые вам картины художников-пейзажистов (подберите полотна самостоятельно).

Наряду с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура - искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду обитания человека. Борясь с грозными силами природы, люди отыскивали пещеры, строили шалаши и землянки, которые защищали их от ветра, холода, дождя, диких зверей. Однако, уже и в этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам красоты, используя симметрию, линий, подсмотренные ею в природе; подставки - колонны и т.д. которые сейчас развились во всей полноте, особенно, в архитектуре дворцов, храмов, садово-паркового искусства.

Люди всегда стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивее, пышнее.

Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании обязательно участвовал художник. Рассмотрите в доме свои игрушки, свою посуду, платок своей мамы, обои в своей комнате, свои книги, коврик, поздравительные открытки - и вы увидите, что нет в вашем доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. И что он на них изображал?

Вот платок. ее связывают вокруг головы наши мамы, сестры и бабушки.

Чем украшена этот платок? Красными розами, ярко-красными маками, голубыми незабудками - хороводом удивительных цветов и листьев. Все это делает платок нарядной, праздничной, улучшает настроение, делает маму, бабушку или сестру радостной.

А эта посуда? Чашка, чайник, блюдо - почему они не только посуду для еды, но и предметы, украшающие нашу кухню? Что на них изображено? Опять те же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы ... Из какой посуды нам нравится больше есть? Из металлического, без рисунка, или вот с такого, который украшен рисунками естественных обитателей или даже пейзажами природы? Почему?

Красота природы волнует и волновала человечество во все времена. И не только красота форм и красок, но и красота звуков. Звуки природы стали основой для создания многих музыкальных произведений и поэтому звуки природы мощно звучат в музыке.

Возможна ли жизнь современного человека без музыки? Почему нет?

Сможете ли вы, дети, жить без нее песен, пьес, танцевальной музыки? Каким бы была ваша жизнь, если бы ее не было? Да, жизнь без музыки неинтересно и серое. Музыка входит в нашу жизнь с детских лет, с рождения. Когда и как возникло музыкальное искусство? Над этим вопросом люди задумывались давно. Несомненно, музыка была уже у древних людей, но нам трудно ее представить. Мы только знаем, что она влияла на их жизнь - в играх, охоте, изображении врагов, в праздниках.

Наверное, в этой музыке было много звукоподражания. Кого? Природы: животных, птиц, насекомых, ветра, а также звуков бегущей воды. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, которые помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотиться ...

Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты - барабан, арфу, флейту. Давайте подумаем, как это им удалось?

Вот человек обнаружила, что туго натянутая тетива лука, если ее тронуть пальцем, выдает музыкальный звук ... Какой музыкальный инструмент человек создал на основе своего открытия? Правильно, арфу!

Вот первобытный человек научился тому, как создать свист с полого стебля тростника или полые кости. И изобрел ... флейту!

Однажды человек заметил, что удар вызывает с дуплистого дерева громче звук, чем по здоровому, и поняла, что пустота внутри предмета имеет свойство усиливать звук. Это свойство человек использовал для создания музыкального инструмента - барабана!

Музыканты всегда учились у Природы. Даже звуки колоколов, звучащих в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали на основе сходства с цветком звонков. В 1500 году в Италии было сделано медную цветок звонка. Случайно ее ударили и раздался мелодичный звон! Звоном заинтересовались служители религии. Сегодня он звучит и радует прихожан своими мелодиями. Учились у Природы и великие музыканты: удивительные звуки насекомых привлекли внимание композитора Н. Римского-Корсакова (сочинение дать детям для прослушивания). "Полет шмеля" он написал на даче, где работал над оперой "Сказка о царе Салтане". Действующим лицом оперы стал шмель. Подражания звукам насекомых можно встретить и в музыке других композиторов: насекомые (кузнечики, комары, жуки, пчелы) создают музыкальный фон звуков в Природе!

П. Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и так он создал целый альбом - цикл "Времена года". Лес подсказывал ему настроения и мотивы музыкальных произведений.

Послушаем песенку "А мой сад свежий и зеленый" ... Что вы чувствуете? Какие картины вы помните? Какие образы вы видите в воображении?

Именно так, это свежий, солнечный день; жужжание пчел; нежная привлекательность родной природы!

Послушаем пьесу "Подснежники" из цикла "Времена года". Что вы почувствовали? Так это наступление весны, ее свежесть, период холода (холодные звуки) и уже тепло наступает (теплые звуки).

Темы природы можно услышать в разных произведениях: (продолжите список самостоятельно избранными произведениями).

В музыке причудливо сливаются пение петуха, знакомый каждому из нас - это утренний сторож.

Заканчивая нашу небольшую воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков, - хочется сказать, что это путешествие только что началась! Книга природы является неисчерпаемым источником познания, вам придется открывать ее страницы всю жизнь! Еще когда-то великий художник Леонардо да Винчи сказал: "В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей"!

Итак, дети наблюдайте, делайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои изделия-скульптуры, чтобы ответить на все вопросы поэта М. Бромлея:

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик?

Какого цвета ветер?

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ты не сиди в квартире, не зная этих истин.

Возьми в дорогу кисточки,

Глаза открой шире.

Смотри, какого цвета

Огромная планета!

Задача: стихи, рисунки, поделки - по теме сегодняшней беседы: "Путешествие в мир красоты, или Природа - наш дом" - оформим отдельной выставкой.


Источник: http://studbooks.net/85432/ekologiya/puteshestvie_krasoty


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Познание Турции. Красота природы. И сказочно интересные места Как сделать бэкап на стоковом рекавери



Понимание всей красоты природы Сочинение красота природы в произведениях русских писателей
Понимание всей красоты природы Перечитывая свой реферат о сущности красоты. (Юрий Жданов 2) /
Понимание всей красоты природы Путешествие в мир красоты. - Эко-око: дошкольник познает мир
Понимание всей красоты природы Ответы Что в твоём понимании - Красота?
Понимание всей красоты природы Аксессуары и комплектация кабель-каналов Insta, кабельные короба
Понимание всей красоты природы Анекдоты про Школу » Смешные Анекдоты Истории Цитаты
Понимание всей красоты природы Восстановительные упражнения при заболеваниях почек
Вязание шапок спицами Ирано-азербайджанские отношения: от кризиса к динамике Как обустроить узкую спальню - Homester Как спасти отношения на грани разрыва - психология О ЖЕНЩИНАХПРИКОЛЬНЫЕ, КРАСИВЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, АФОРИЗМЫ И Поделки из бумаги своими руками: пошаговые схемы изготовления