Закрыть ... [X]

Конспект урока дымковская роспись

  1. Организационный момент

      1-2 мин.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на парты, у вас должны лежать на партах рабочие тетради, фломастеры, карандаши, ластики, все лишнее уберите с парт.

  1. Основная часть: 13 мин.
  1. Объяснение нового материала и беседа с учащимися, закрепление пройденного

Элементы росписи дымковских игрушек

Сюжеты дымковских игрушек

- С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках?

- Хохломская роспись, городецкая роспись.

- Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока - дымковская игрушка.

- Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они?

- Яркие, красочные, необычной формы.

- Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: Учитель демонстрирует игрушки.

- От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные!

- Послушайте, что сказал про дымковскую игрушку поэт Фофанов:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
В.Фофанов.
    Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.
   Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным.        

   Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.
   Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
   Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень конспект урока дымковская роспись велик. 
После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
   Я вам сегодня на урок принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня дома.

2.2. Анализ декоративных изделий, просмотр репродукций

- Что же общего у всех этих игрушек?

- Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма.

- А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. 

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

- (ответы детей)

Где расположен узор на дымковской игрушке?

- На больших участках фигурки, на центральных и значимых. 
   Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
   Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

2.3. объяснение последовательности выполнения графической работы

(рисунки каждого этапа)

1

2

4

3

Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки - геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.
    Возьмите фломастеры соответствующего цвета и дорисуйте их.
    Отложите образцы в сторону, сейчас мы будем раскрашивать барыню-щеголиху! С чего будем начинать раскрашивать барыню?

  1. На вертикально расположенный альбомный лист в центр приложим трафарет и обведем его простым карандашом.
  2. Дорисуем лицо (глаза по середине лица, над  ними – брови, нос и рот; на лбу волосы), на голове – шляпку; прорисуем  руки, ворот и низ кофточки, оборки по низу юбки.
  3. Смочите акварельные краски, распишите кофту барыне (на ваше усмотрение), шляпку и волосы.
  4. Без предварительного рисунка карандашом, сразу кистью, взяв нужный цвет, расписать геометрическими узорами юбку.

2.4. педагогический рисунок на доске

Показать два первых этапа работы

3.Практическая работа:

18-20 мин.

3.1. деятельность учащихся

Самостоятельная работа учащихся по этапам. Повторение последовательности графической работы.

3.2. Деятельность учителя

Контроль за этапностью выполнения работы, соблюдение правил гигиены, и порядка на рабочем месте, выявление ошибок и их устранение.

4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы:

4.1. анализ работы и оценка

3-5 мин

  1. Итог 2-3 мин

- Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

- Итак, как называется игрушка, которую мы с вами сегодня рисовали? Из чего ее лепят? Назовите элементы росписи?

-Я думаю, что  роль народных мастеров  вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые! Давайте устроим выставку ваших работ? Чья работа вам понравилась больше всех? Почему?

Выставление оценок. Уборка рабочих мест. Урок закончен.

Список учебно-методической литературы:

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 2008.
  2. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство: Учебник для 1 кл.нач.шк. – М.: Просвящение, 2004.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2011/12/21/rospis-dymkovskoy-baryni

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Конспект и презентация по технологии Дымковская игрушка Свадьба в кафе днём



Конспект урока дымковская роспись Конспект урока технологии по теме Лепка коня по мотивам
Конспект урока дымковская роспись Дымковская игрушка Открытый класс
Конспект урока дымковская роспись Тема урока: Дымковская игрушка
Конспект урока дымковская роспись 480 best цветы-открытки images on Pinterest Animals, Animation
Конспект урока дымковская роспись 50 Идей, как нарисовать бабочки на ногтях Фото пошагово
Конспект урока дымковская роспись LED лампа Solomeya (микро) для полимеризации гель-лаков
Конспект урока дымковская роспись Барные стойки для кухни и гостиной: из стекла, из дерева, из
Конспект урока дымковская роспись Вас невозможно научить иностранному языку
Конспект урока дымковская роспись Вопросы. Нейрохирургический центр им
Вязаные кофты и жакеты на пуговицах » Схемы спицами и крючком Душ Алексеева отзывы Лампы для маникюра Solomeya Профессиональная сенсорная Номера столов на свадьбу. Фотоидеи Отзывы о Профессиональная LED лампа для полимеризации гель -лаков Solomeya Развивающий коврик. Развивающие коврики своими руками фото У меня на ноге ноготь постоянно врастает в палец

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ